Рекомендации родителям
Особенности разных возрастных периодов детей
Что делать, если...у Вас КОНФЛИКТНЫЙ ребенок
Определите причины:
- Возможно, конфликтность - следствие эгоистичности ребенка. Если дома он - центр внимания и малейшее его желание выполняется, то ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей. Но, не получая желаемого, он начинает добиваться своего, провоцируя конфликты.
- Возможно, ребенок "заброшен", ему не хватает в семье заботы, внимания, он испытывает обиду и злость и вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства.
- Возможно, ребенок часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи и просто начинает подражать их поведению.
- Конфликтное поведение ребенка - это сигнал, что и с вами, уважаемые родители, что-то не так. Поэтому будьте готовы изменить свое поведение.
Как себя вести с конфликтным ребенком:
- Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Обращайте внимание на недружелюбные взгляды детей друг на друга или бормотания ребенка чего-либо с обидой.
- Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего; старайтесь объективно разобраться в причинах конфликта.
- После ссоры обсудите с ребенком причины ее возникновения, определите неправильные действия ребенка, которые привели к конфликту; попытайтесь найти иные возможные способы выхода их конфликтной ситуации.
- Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения с другими: он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
- Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей: только если во время ссор один всегда побеждает, а другой выступает "жертвой", следует прерывать их контакт, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.
Советуем поиграть:
- Попросите ребенка нарисовать его друзей, потом рассказать что-нибудь о каждом.
- С компанией детей сочините сказку, так чтобы каждый по очереди добавлял свое предложение. Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою индивидуальность, высказать мысли, учит адекватным способам взаимодействия - взаимопомощи, умению спокойно выслушать собеседника.
Что делать, если...у Вас ЗАСТЕНЧИВЫЙ ребенок
Определите причины:
- Чаще всего застенчивость - результат реакции на эмоцию страха, которая возникла у ребенка в определенный момент при взаимодействии с другими людьми и закрепилась.
Работа по преодолению застенчивости требует осторожности и деликатности, так как застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы ожидаете.
Как себя вести с застенчивым ребенком:
- Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости, расширяйте маршруты прогулок, учите его спокойно относиться к новым местам.
- Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
- Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе,в собственных силах.
- Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с "чужим" взрослым.
Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться нужно, пока ребенок еще маленький, ведь с возрастом застенчивость может закрепиться, стать стилем поведения, затрудняющим жизнь.
Советуем поиграть:
- Во время утренней гимнастики выполняйте разные упражнения, подражая животным: потянуться как кошка, вытянуть шею как жираф и т.д. Такая игра способствует раскрепощению.
- "Колдун" заколдовал ребенка так, что он потерял голос. На все вопросы он должен отвечать только жестами и мимикой. Игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.
- "Сказка". Предложите ребенку с вашей помощью придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина - морская сказка о девочке, живущей в море. Игра способствует лучшему осознанию себя, развитию умения говорить о себе без стеснения, оценке лучших своих сторон.
Что делать, если...у Вас БЕСПОКОЙНЫЙ ребенок
Определите причины:
Если эмоциональная неустойчивость (то смех, то слезы, то обида, то истерика) появилась неожиданно и вы вдруг стали замечать, что ребенок начал обостренно эмоционально реагировать на все происходящее вокруг, то причиной может быть:
- Кризисный возраст (6-7 лет). Ребенок учится управлять своими эмоциями, проявлять их адекватно ситуации, но это пока не очень хорошо получается.
- Недостаточно сильно развитое торможение. Ребенок непосредственно, импульсивно реагирует на происходящее, так как не может задержать эмоцию, оставить ее при себе. Торможение поддается тренировке (начиная с 5-6 лет).
- Незнание ребенка, как ему выразить свое настроение, отсутствие навыков владения способами проявить свою эмоцию.
- Неблагоприятные отношения внутри семьи, из-за которых ребенок сильно переживает, накопленное напряжение, выплескивающееся в эмоциональных реакциях.
Как вести себя с беспокойным ребенком:
- Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать; четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.
- Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в поведении.
- Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять.
Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
Помните, что управлять сложным миром эмоций даже взрослому человеку подчас бывает трудно. Не требуйте от ребенка чрезмерного самоконтроля и наберитесь терпения.
Советуем поиграть:
- Необходимо познакомить вашего ребенка с несколькими основными эмоциями и с тем, как они проявляются.
- Научите вашего малыша расслаблять мышцы. Часто эмоциональная неустойчивость у ребенка соседствует с двигательной закрепощенностью, беспокойным сном, сильным внутренним напряжением.
- Во время чтения сказок, любых совместных игр просите ребенка мимикой показывать чувства героев: радость, интерес, удивление, печаль, страх, гнев.
- Обращайте внимание ребенка на то, как приятно состояние ненапряженности, спокойствия. После подвижных игр предложите ему превратиться в соню, лентяя, расслабив при этом все мышцы тела.
Хорошо, если в минуты расслабления в комнате будет звучать тихая, спокойная музыка.
Что делать, если...у Вас ЗАМКНУТЫЙ ребенок
Определите причины:
- В отличие от застенчивого ребенка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться.
- Истоки замкнутости лежат в раннем детстве. В младенчестве для таких детей характерны беспокойность, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в укладе жизни. Позднее появляется страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие.
Как вести себя с замкнутым ребенком:
- Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
- Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.
- Стремитесь сами стать для ребенка примером активно общающегося человека.
- Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту проблему.
Чудес не бывает: замкнутость не пройдет за один день по взмаху "волшебной палочки". Наберитесь терпения и приготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе
вашего общения с ребенком.
Советуем поиграть:
- "Незнайка". Взрослый задает ребенку различные вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами. Игра способствует развитию выразительных жестов.
- Попросите ребенка рассказать о его сильных сторонах: о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Если ребенку трудно, можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он и т.д.
- "Закончи предложение". Предложите ребенку посочинять, закончить фразу (Я хочу... Я умею... Я смогу... Я добьюсь...).
- Совместные настольные игры. Хорошо, если участвуют несколько детей.
- Фантастический рисунок (фигура). Предложите ребенку начать рисовать (лепить) что-то неожиданное. Через некоторое время обменяйтесь с ним рисунками, пусть он завершит вашу, а вы закончите его работу.
- Любые сюжетные игры. "Как будто" (например: представь, как будто тебя пригласили на передачу "Смак").
Что делать, если...у Вас АГРЕССИВНЫЙ ребенок
Определите причины:
- Иногда агрессия ребенка - часть протеста против чрезмерных требований взрослых. Это встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми.
- Агрессивные реакции могут появляться в ответ на невыполнение желаний ребенка. Далеко не все разнообразные "хочу" ребенка могут быть выполнены без неприятных последствий для самого ребенка и взрослых, так что требования ребенка необходимо ограничивать. В таких ситуациях
можно попробовать перевести активность ребенка в другое русло, это поможет избежать конфликта. - Агрессия может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием.
Как вести себя с агрессивным ребенком:
- Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности; лишь определив причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет преодолена.
- Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты: разрешите ему поколотить подушку и увидите, что в реальной жизни в данный момент агрессивность снизилась.
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения, не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы "мести".
- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените и принимаете его, не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть.
Советуем поиграть:
- Совместные настольные игры со сверстниками или взрослыми.
- "Брыкание". Ребенок ложится на ковер на спину и медленно начинает брыкаться, касаясь то правой, то левой ногой пола. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар ребенок говорит "нет", увеличивая интенсивность удара.
- "Карикатура". Вместе с ребенком обсудите, какие качества ему нравятся и не нравятся в других (в конкретном человеке). Пусть ребенок нарисует портрет этого человека в шутливом виде.
- Сделайте вместе с ребенком куклу "Бобо". К старой подушке пришейте руки и ноги, из кусочков ткани сделайте "лицо". Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок
становится более спокоен в повседневной жизни.
Что делать, если...у Вашего ребенка нарушена САМООЦЕНКА...
Определите причины:
- Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.
В поведении ребенка можно увидеть такие проявления самооценки: - активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой;
- пассивность, мнительность, повышенная ранимость,обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой;
- при завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других.
В дошкольном возрасте самооценка очень подвижна. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на его успехи и неудачи - все это оказывает влияние на
отношение ребенка к себе.
Как вести себя с ребенком, у которого нарушена самооценка.
Если вы заинтересованы в формировании адекватной самооценки:
- Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не по силам. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
- Не перехватывайте инициативу у ребенка, поощряйте его начинания, пусть он чувствует себя лидером, но также покажите, что другие могут быть лучше его.
- Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
- Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неуда чам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
- Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра)