Естественно-научные знания – важнейшее условие формирования научного мировоззрения,определяющий фактор социально-
экономического и технического прогресса.Одной из востребованных компетенций в области естественно-
научной грамотности является понимание особенностей естественно-научного исследования. В разработанной Всероссийской лабораторной работе обучающимся 8 класса было предложено пройти по следам открытий великого ученого М.В. Ломоносова, крупнейшего русского ученого-естествоиспытателя XVIII века. Выполняя работу, обучающиеся шли по пути, который М.В. Ломоносов считал главнейшим элементом в познании: «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения – есть лучший всех способ к изысканию правды». Обучающимся было предложено изучить умозаключение М.В. Ломоносова и проверить его достоверность, проведя соответствующие наблюдения, измерения, описания, анализ, сравнение на биологических объектах. При выполнении Всероссийской лабораторной работы было использовано оборудование, которое позволило обучающимся помощью фонендоскопа и тонометра определить артериальное давление крови, с помощью секундомера – пульс у каждого члена группы, сравнить полученные данные со значениями среднестатистического человека 13– 15 лет, сделать вывод. На следующем этапе из предложенных предметов надо было собрать модель большого круга кровообращения кровеносной системы человека, начиная от аорты (предлагались бумажные цилиндры, имеющие разный диаметр, представляющие собой кровеносные сосуды: аорту, артерии, артериолы, капилляры, венулы, вены). Цилиндры необходимо было подписать и расставить в определенном порядке. Важно было понять и объяснить, почему в капиллярах кровь течет с меньшей скоростью, чем в крупных сосудах (аорте, венах, артериях). Таким образом, при выполнении Всероссийской лабораторной работы возникает конвергенция естественнонаучного и гуманитарного подходов, диалог естественно-научной и гуманитарной культур, взаимное обогащение разных способов постижения окружающего мира.
![](/_nw/9/s51344503.jpg) |